Недавно я посмотрел наш новый отечественный блокбастер «Сто лет тому вперёд». И, вопреки моим ожиданиям, он оказался отнюдь не мусором в духе «Азирис Нуна» и других недо-переосмыслений которые я немало видел последние годы, причём не только от наших киноделов, но и зарубежных. Действие на экране было увлекательно смотреть и не стыдно порекомендовать посмотреть другим.
Без недочётов конечно не обошлось — например победа в финальной битве досталась героям как обычно по тупости главного злодея. Причём эту проблему можно было легко обойти, сократив эту самую битву и на самом логичном моменте. Но нет — режиссёру надо было оттянуть конец, дабы нагнать побольше эмоций.
Впрочем, я всегда был в меньшинстве, когда речь заходила о логичности и критике сюжетных дыр. Да и жаловаться на сюжетные нестыковки в адаптации книги Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» не совсем справедливо. Во-первых, авторы явно ровняются на Голливуд, где эмоции и зрелище всегда были важнее логики. А во-вторых, первоисточник тоже не претендовал на звание твёрдой н-ф и был скорее сказкой, пусть и в футуристическо-космическом антураже.
Сдвиг во времени
Не смотря на «сказочность» (а может и благодаря ей) весь цикл про Алису Селезнёву стал классикой отечественной фантастики. И экранизации книг этого цикла «Тайна третьей планеты» и «Гостья из будущего» обрели культовый статус, при том что довольно сильно расходились с первоисточниками.
В общем, то что при создании фильма «Сто лет тому вперёд» режиссёр и сценарист Александр Андрющенко решил отойти как от одноимённой книги, так и мини-сериала «Гостья из будущего» меня не только не удивило, но и в какой-то степени порадовало. Тем более, что автор явно постарался сохранить дух оригинала и даже переиначил знакомые моменты с учётом того что в фильме «прошлое» перенесено в наш 2024 год.
Коля Герасимов, которому в советской классике Алиса пророчила писать стихи, теперь пишет стихи в настоящем. Только теперь это рэп под модный бит. А ещё Герасимов отвечает за экспозицию. Может прямо в середине сцены вклиниться и за кадром начать рассказывать и пояснять происходящее, а если слов недостаточно его мысли о событиях будущего предстают в визуальной форме, напоминающей этакую компьютерную игру.
Кстати об играх. Лучший друг Коли — Фима Королёв теперь не просто ботаник, но и заядлый геймер, который участвуя в турнире по Warface (да, продакт плейсмент) установил первый контакт с инопланетянами. Точнее с курьером с планеты Блук, который перепутал маршрут, случайно наткнулся на Землю, а потом, пытаясь спросить направление, вклинился в чат кибер-спортивной команды. Этому событию, правда, в начале фильма ещё только предстоит произойти, но свою роль в сюжете оно сыграет.
Алиса Селезнёва, которая живёт через сто лет после Коли, хотя учится в той же школе и том же классе, изменилась пожалуй меньше всего. Даже внешне похожа на классическую Алису, только волосы стали анимешно-розовыми. И ещё по дому ей помогает не робот Поля, как в книге, а Вертер, как в сериале — правда теперь он миниатюрный летающий бот со всякими полезными способностями. И эти способности не раз пригодятся ему, Алисе и Коле по ходу сюжета.
А вот кого постигли масштабные перемены, так это Киру Селезнёву. Мама Алисы из эпизодического персонажа превратилась в крутую спецназовшу, одну из элитного отряда, посланного, чтобы отобрать у Пиратского Альянса частицу особой материи, которая может сливаться с органическим существом и переносить носителя на сто лет назад или вперёд во времени.
Эта частица называется Космион и капитан пиратов Глот попортил немало крови Звёздной Федерации, оставляя Пиратскому Альянсу в прошлом подсказки, чтобы изменить историю. Но Кира не только сумела отнять у него частицу, но и переместилась с ней в наше время чтобы спрятать от пиратов.
И вот в нашем времени Гераскин находит Космион, перемещается случайно в будущее и встречает там Алису. А в это же самое время Глота (который в будущем сидит под замком) освобождает Весельчак У. И на этот раз У вовсе не пухловатый и глуповатый прихвостень Глота, а очень даже колоритный молодец, лихо орудующий виброклинками. Правда пошутить (пусть и не всегда смешно) всё равно любит. И у него, кстати, есть свои планы на Космион и Пиратский Альянс.
Поехали
Всё описанное выше занимает около получаса и пожалуй является наименее ровной частью фильма. Вот Гераскин дерётся из-за девушки, вот он прерывает драку своей же экспозицией, вот действие переносится в будущее и нас ждёт Алисина тоска по матери. Но начиная с того момента, как Коля первый раз сталкивается с пиратами, действо набирает обороты и ведёт зрителей не отпуская до самого конца.
Разумеется, среди погонь и драк, есть передышки и на юмор и на драму. И даже на обязательную для боевика «по голливудски» любовную линию между Алисой и Колей. Но все эти сцены прекрасно выверены по хронометражу и переходят обратно к экшену ровно в тот момент, когда зритель (например, я) уже отдохнул и жаждет динамики. Даже та самая финальная битва хоть и растянута с логической точки зрения, совершенно не чувствуется таковой.
Динамичные сцены и фантастические эффекты также смотрятся очень хорошо. А главное не чужеродно, как в Дозорах или Книге Мастеров. Видно, что за прошедшие годы наша индустрия научилась работать с новыми технологиями. Единственное, некоторые драки как-то слишком уж «порезаны» на кусочки, уж не знаю почему — может где-то удачных дублей не хватило?
Для приверженцев классики, отмечу что несмотря на ориентацию на Голливуд и современность, фильм не забывает о своих корнях. Причём я говорю не только об отсылках вроде Вертера, но и о духе произведений про Алису. Прекрасное будущее снова представлено экологически чистым, без лишнего засилья техники.
Профессор Селезнёв, отец Алисы, теперь не только космозоолог, но также занимается и восстановлением вымерших земных животных по ДНК. Многое, как в земном будущем, так и среди инопланетян отсылает к нашей собственной культуре и юмору. Я ведь говорил, что и книжный цикл был не твёрдой н-ф, а включал в себя довольно много аллюзий на тогдашнее общество?
Прекрасное далёко
В общем, фильм получился очень хорошим. Не идеальным, но хорошим. Настолько хорошим, что мне реально хочется, чтобы те же люди сделали продолжение. И не одно, учитывая сколько всего можно найти в книгах Булычёва (не только про Алису, кстати). Вдобавок, сюжетное решение про контакт с инопланетянами уже в наше время открывает возможность приключений и для Коли с одноклассниками, которые в первоисточнике так и остались героями одной книжки.
Так что мне остаётся только пожелать создателям «Сто лет тому вперёд» хороших кассовых сборов и удачи в будущих проектах.
Спасибо за рецензию. Был очень скептически настроен к фильму, рад, что ошибся.
Геймер Simfono 48
LootHunter писал:
Коля Герасимов, которому в советской классике Алиса пророчила писать стихи, теперь пишет стихи в настоящем. Только теперь это рэп под модный бит.
Ещё не хватало смотреть фильмы про рэперов.
Геймер torbasow 2
Мечтаю, чтобы и у нас ретрофутуризм снимали =)
Геймер Textoplet 64
Хорошая рецензия. Добавлю, что очень халтурно играют старшие звезды, Хабенский с Исаковой, прям печально смотреть. Но зато классно играет молодежь, Петров очень милый и отдельно впечатлил персонаж Юры Борисова, вообще они куда более настоящие Глот и Весельчак, а не просто неприятные мужики средних лет, как в старом сериале. И да, по поводу Марка Эйдельштейна в роли Коли Герасимова, в рунете неожиданно разразилась такая антисемитская буря, что во всех раздачах рутрекера, например, даже закрыли комментарии. Страна победившая фашизм, ага.
Геймер wildboris 1